Определите название религиозных верований древних славян, основанных на почитании многих богов:
Определите название религиозных верований древних славян, основанных на почитании многих богов:
Свидетельством развития феодальных отношений у восточных славян в XI—XIII вв. являлось наличие:
Определите последовательность событий:
А — первое летописное упоминание о городе Турове
Б — поход князя Брячислава Изяславича на Новгород
В — княжение Глеба Всеславича в Менске (Минске)
Г — высылка киевским князем Мстиславом полоцких князей в Византию
Материалом для написания первых рукописных книг на белорусских землях являлась(-ся):
Определите соперника князя Миндовга в борьбе за белорусские земли:
Согласно условиям Островского соглашения (1392):
Определите основной принцип, который использовался феодалами в процессе закрепощения крестьян в XVI в.:
Одним из новых жанров литературы XVI — первой половины XVII в. на белорусских землях являлись:
Северная война между Северным союзом и Швецией началась в:
Определите характерные черты политического строя Речи Посполитой:
а — сохранение в ВКЛ и Польше отдельных законодательства и судебной системы
б — проведение общей внешней политики Польши и ВКЛ
в — упразднение шляхетских вольностей
г — выборы отдельного монарха для ВКЛ и Польши
В ВКЛ в XV—XVIII вв. небольшой населенный пункт городского типа — это:
Определите один из итогов Контрреформации в ВКЛ:
Государственный деятель, магнат, меценат, гетман великий ВКЛ, который в 1771 г. поддержал Барскую конфедерацию, основал в Слониме мануфактуры, типографию, театр, — это:
Прочитайте отрывок из атеистического произведения второй половины XVII в.
«...Человек — творец бога, а бог — создание человека. Таким образом, — люди — творцы и создатели бога...
...Религия установлена людьми неверующими, чтобы их почитали... Вера в бога введена безбожниками. Страх божий вселяется теми, кто, не имея страха, все делает для того, чтобы (их) боялись».
Определите фамилию автора произведения:
Город, в котором в 1560-е гг. действовала типография, основанная С. Будным. М. Кавечинским и Л. Крышковским, обозначен на картосхеме цифрой:
Определите мероприятие, которое стало активно проводиться российским правительством после подавления восстания 1830—1831 гг.:
В результате проведения аграрной реформы 1861 г. помещики потеряли:
Определите характерные черты социально-экономического развития белорусских земель в первой половине XIX в.:
а — рост городов и городского населения
б — быстрое развитие банковской системы
в — начато промышленного переворота
г — ускоренное строительство железных дорог
Группа белорусских народников «Гомон» в 1880-е гг. выступала за:
Промышленный переворот содействовал формированию класса (общественной группы людей):
Во время Первой мировой войны немецкое командование планировало:
Представленный на современной фотографии архитектурный памятник конца XVIII — начала XIX в. — это:
Определите событие, которое произошло последним из перечисленных:
Мирный договор между Советской Россией, Украиной и Польшей был подписан в Риге в:
Политикой сплошной коллективизации в БССР предусматривалась(-ось):
Одной из характерных черт образовательной политики БССР в 1930 е гг. являлось:
Определите событие, которое произошло первым из перечисленных:
Областной центр, который был освобожден от немецко-фашистских захватчиков во время операции «Багратион» 28 июля 1944 г., обозначен на картосхеме цифрой:
Прочитайте выдержку из документа.
«...Предложение... о немедленном оформлении уже фактически существующего Союза Советских Республик... на основах взаимного равенства, тесной политической и хозяйственной связи, в то же время обеспечивая самостоятельное национально-культурное строительство... каждого из членов, отвечает жизненным интересам Советской Белоруссии и потому должно получить скорейшее осуществление...»
Определите название документа:
Определите один из итогов послевоенного (1945—1953) восстановления народного хозяйства БССР:
Определите характерную черту общественно-политической жизни БССР во второй половине 1950-х — первой половине 1960 х гг.:
Определите характерные черты социально-экономического развития БССР во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х гг.:
а — внедрение достижений науки в промышленность
б — широкое использование иностранных инвестиций
в — приватизация мелких предприятий
г — автоматизация промышленного производства
Определите один из итогов проведения политики перестройки в БССР во второй половине 1980-х гг.:
Обесценивание денег в результате выпуска их в обращение без обеспечения необходимым количеством товаров; падение покупательской способности денег — это:
Принятие Декларации о государственном суверенитете БССР произошло в:
Контроль за конституционностью правовых актов в Республике Беларусь осуществляет:
Участие в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) предоставило возможность Беларуси:
М. Финберг является руководителем:
Запишите цифру, которой на картосхеме обозначена примерная территория расселения кривичей.
Узнайте историческую личность и запишите только фамилию.
Известный представитель эпохи Возрождения, поэт-гуманист. Основатель белорусской ренессансной поэзии. В 1523 г. в Кракове издал поэму «Песнь о зубре», в которой прославлял белорусскую природу и прошлое ВКЛ времен Витовта.
Определите три исторических события, которые произошли в первой половине XVII в.:
1) Смоленская война;
2) поражение казацкого загона во главе с М. Кричевским под Лоевом;
3) убийство жителями Витебска униатского архиепископа И. Кунцевича;
4) заключение Брестской церковной унии;
5) образование Трибунала ВКЛ;
6) создание Тарговицкой конфедерации.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 235.
Установите соответствие.
A) высший апелляционный суд ВКЛ
Б) светское учреждение по руководству системой школьного образования в Речи Поспо- литой
B) одна из палат сейма Речи Посполитой
Г) временное революционное правительство в ВКЛ во время восстания 1794 г.
1) Наивысшая литовская рада
2) Посольская Изба
3) Трибунал ВКЛ
4) Эдукационная комиссия
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Запишите название направления в искусстве, представители которого стремились объективно отражать окружающую действительность.
Узнайте историческую личность и запишите только фамилию.
Родился в Пинском уезде, получил художественное образование в Париже, учился музыке у известного польского композитора Ф. Шопена. Художник-график, музыкант. Почти 25 лет путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве. Сделал более 1000 зарисовок мест и архитектурных памятников.
Установите соответствие.
А) первое укрупнение территории БССР
Б) заключение Брестского мирного договора
В) созыв 1 Всебелорусского съезда
Г) начало деятельности Коммунистической партии Западной Беларуси (КПЗБ)
1) 1917
2) 1918
3) 1923
4) 1924
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Выберите и запишите термин (понятие), который(-ое) НЕ относится к истории Западной Беларуси в составе Польши:
осадники, нэпманы, коммунисты, антифашисты.
Запишите город, на железнодорожном узле которого 30 июля 1943 г. была совершена одна из самых крупных диверсий Второй мировой войны.
Установите последовательность событий.
A) Присвоение Минску звания «Город-герой»;
Б) проведение XX съезда КПСС;
B) попытка государственного переворота в СССР (августовский путч);
Г) законодательное закрепление руководящей и направляющей роли Коммунистической партии Беларуси.
Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: ВГАБ.
Установите соответствие.
A) кинорежиссер
Б) скульптор
B) писатель
Г) художник
1) В. Короткевич
2) Л. Щемелев
3) М. Пташук
4) А. Аникейчик
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Определите три характерные черты социально-экономического развития Республики Беларусь во второй половине 1990 х гг. — начале XXI в.:
1) обсуждение на Всебелорусских собраниях основных направлений социально- экономического развития;
2) свободная купля и продажа земель сельскохозяйственного назначения;
3) монополия государства на внешнюю торговлю;
4) проведение приватизации под контролем государства;
5) сохранение государственных механизмов регулирования экономики.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 245.